Блог

Медиация как способ разрешения конфликтов

АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17) 

Аннотация: Выявлена значимость медиационной поддержки с точки зрения продуктивного психологического способа разрешения противоречий, возникающих в спорных ситуациях. В статье также выполнен анализ подходов к определению понятия «медиация». 

Произведен контент-анализ понятия «медиация» с точки зрения психологических особенностей конфликтов, возникающих в различных спорных ситуациях. Медиация рассмотрена в качестве области междисциплинарного характера, существующей на стыке юриспруденции, дипломатических отношений и т.п., с учетом существенного, глубокого обращения к области психологии как векторному направлению в применении способов разрешения конфликтной ситуации, несмотря на то, что несколько лет назад в зарубежной практике использования медиационной поддержки была обозначена трудность реализации именно сопутствующих медиации психологических средств в силу того, что психологи привыкли решать вопросы своей практической области с точки зрения глубинных процессов, в то время, как необходимость состояла в конструктивном урегулировании конфликта. Представлены области (в зарубежной практике), в которых медиация используется для урегулирования конфликтных ситуаций. Выявлена значимость медиационной практики в гражданско-правовой, политической, экономической, производственной, этнической и межгосударственной областях. Рассмотрены психологические исследования, посвященные прогрессивному развитию явления медиации, в зарубежной литературе. Представлена классификация уровней медиационной поддержки. Выявлены перспективы развития медиационной практики в странах зарубежья. Дана оценка масштабности использования медиативной практики в Росси и странах зарубежья. 

Ключевые слова: медиация, психологические способы разрешения противоречий, урегулирование конфликтов, альтернативное разрешение споров, медиативная практика, психологическое сопровождение медиации, психологические средства медиации. 

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе экономических, политических и поликультурных трансформаций, предполагающих результативное, оперативное и наряду с этим конфиденциальное и эффективное урегулирование ряда возникающих вопросов и проблем, особую значимость начинает приобретать использование инструментария медиации как продуктивного психологического способа разрешения противоречий, возникающих в спорных ситуациях. 

Этимология понятия «медиация» (пер. с лат. – mediatio) позволяет нам трактовать его с точки зрения посредничества или содействия так называемой третьей стороны с целью мирного урегулирования спорной (или конфликтной) ситуации между двумя субъектами. 

Анализ последних исследований, выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы, формирование целей статьи. В зарубежной литературе мы можем встретить понятие медиации, которое понимается как способ альтернативного решения споров двух сторон путем присутствия третьей стороны для избегания официальной процедуры урегулирования вопроса. Ключевые характеристики третьей стороны – медиатора – беспристрастность, нейтральность, объективность. 

Психологический аспект медиации следует рассматривать с той точки зрения, согласно которой присутствие медиатора помогает избежать укоренения конфликта, его ухода вглубь личности, несмотря на соблюдение всех внешних правил и процедур разрешения спорного вопроса.

Таким образом, контент-анализ понятия «медиация» с позиций психологических особенностей позволяет нам дать следующее его определение: медиация как способ разрешения проблем с точки зрения психологии представляет собой социально-психологический процесс, в котором основное значение придается роли медиатора с целью достижения успеха в ситуации, определяемой как спор или конфликт. Результат присутствия в конфликтной ситуации медиатора позволяет принять взаимовыгодное, взаимоудовлетворяющее «жизнеспособное» решение на основе взаимоучета прав, интересов субъектов возникшего конфликта. 

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Практика зарубежных исследований показывает, что такой способ разрешения конфликтов как медиация востребован и популярен достаточно давно. В различных областях жизнедеятельности им активно пользуются в таких странах как Англия, Швеция, Италия, США, Польша и др. [1; 2; 3; 4; 5]. 

Одной из самых масштабных областей использования разрешений конфликтов с привлечением медиатора является область внутрисемейных споров, участниками которых становятся супруги, прибегающие к разрыву супружеских отношений, определяющие свой социальный статус по отношению к ребенку (детям) и его (их) финансовому обеспечению, а также в отношении вопросов раздела имущества, опеки и пр. Для внутрисемейных конфликтов характерны и ситуации, в которые вовлечены родственники по типу «родители дети» [6; 7]. 

Вторая по масштабам область использования медиационной практики за рубежом лежит в плоскости урегулирования конфликтов между людьми, проживающими по соседству и прибегающими к спору в каких-либо бытовых ситуациях. Активность медиационной психологической поддержке в данном виде споров определяют диапазоном 70-80% [8; 9; 10]. 

Также довольно часты случаи использования медиационной практики за рубежом в контексте таких проблем как возникновение конфликтов школьного характера: между учителями и родителями (опекунами) учащихся, либо между учителями, учениками и родителями (опекунами). Но в последнее время случаи использования медиационной психологической поддержки показали свою эффективность и в таких областях как экономическая, гражданско-правовая, политическая, этническая, производственная и, как показывает статистика, даже межгосударственная [11]. 

Медиация – область междисциплинарного характера, существующая на стыке юриспруденции, дипломатических отношений и т.д., однако существенно учитывающая область психологии как векторное направление в применении способов разрешения конфликтной ситуации, несмотря на то, что несколько лет назад в зарубежной практике использования медиационной поддержки была обозначена трудность реализации именно сопутствующих медиации психологических средств в силу того, что психологи привыкли решать вопросы своей практической области с точки зрения глубинных процессов, в то время, как необходимость состояла в конструктивном урегулировании конфликта. Тем не менее, медиация далеко не исключает необходимости взаимоуважения при взаимодействии сторон, так как задачей психологии в медиации является объективная возможность противопоставить неэффективность силовых решений компромиссу, основанному на психологической атмосфере медиационной поддержки, и увеличению спектра психологических способов предотвращения конфликта. 

В зарубежной психологической практике мы встречаем классификацию уровней медиации (Anita fon Khertel, «Professionelle Konfliktlosung: Fuhren mit Mediationskompetenz», 2007), в которой рассматриваются: 

  • классическая медиация, начинающаяся с соглашения и заканчивающаяся договором к исполнению; данный вид медиации с точки зрения психологического урегулирования обеспечивает согласование связей между субъектами спора, налаживанию взаимоотношений, основывающихся на учете интересов сторон; 
  • внутрисистемная медиация, в которой медиатор «играет» две противоположные роли: с одной стороны, он выступает как «третье» лицо и помогает разрешить конфликт, а, с другой, выступает как представитель конфликтующей системы; 
  • ноу-хау для комплексных случаев, при которых имеют возможность проявления креативные решения спорного вопроса, которые призваны нейтрализовать такие явления как недоверие, недопонимание, досадность и пр.; 
  • адвокатское посредничество, при котором медиационную поддержку осуществляет адвокат (и как юрист, и как посредник); данный вид медиации требует от медиатора достаточно глубоких знаний и компетенций как психологического, так и узкоспециального характера, в связи с чем, возможно, достижение долгосрочных выгод в процессе спора с противоборствующей стороной; 
  • посредничество в переговорах, при котором используются способы психологической релаксации в виде апелляции к юмору, комичному взгляду со стороны на ход процесса и т.п.; медиатор, учитывая интересы и возможности сторон, продуцирует новые идеи, ставит акценты на позициях субъектов, легко договаривается и достигает цели; 
  • оsamaru (в пер. с японского – делаться лучше); данный вид медиации подразумевает возможность коучинга, в роли которого может выступать и медиатор; цель оsamaru можно выразить в кратком тезисе: изменяя себя, можно по-новому взглянуть на конфликт, приглушая его, то есть изменение внутреннего состояния и поведения способствует изменению ситуации [12]. 

Выводы исследован ия и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Помимо этого, в зарубежной практике таких стран как США, Арабская коалиция, Африка широко используется понятие «альтернативного разрешения споров», которое подразумевает процесс медиации в решении проблем социального и правового характера, что приводит к прогрессивному развитию направлений медиационной поддержки. Тем не менее, следует отметить, что истоками разработки психологических решений медиативной практики признаются проблемы разрешения конфликтов семейного характера, предусматривающие всевозможные родственные модели связей (Wolff F., Klar S., «Mediation bei Scheidungen. Psychologie in Österreich», 1993) [13]. 

Достаточно широко представлены исследования связанные с использованием медиации в Великобритании. В настоящее время они направлены не только на поиск инновационных решений, но и на осуществление обучающей, тренинговой практики и т.д. 

Аналитическая практика говорит нам, что медиационная поддержка достаточно масштабно представлена во многих странах Америки, Европы, а также Японии, России, Австралии, мусульманских государствах. Это говорит о том, что во всех прикладных областях, сопутствующих развитию использования медиации, ведется огромная работа. Это касается и области психологических исследований, занимающейся проблемами сопровождения процесса медиационной поддержки. 

Список литературы:

  1. Носырева Е.И. Альтернативное разрешение гражданско-правовых споров в США. М.:Изд.Дом «Городец». 2005.
  2. Майерс Дэвид. Социальная психология. СПб.: Питер. 1997.
  3. Маслоу А. Психология бытия. М: REFL-boo. 1997.
  4. Петер Фар и др. Медиация в нотариальной практике. Под ред. Грефин фон Шлиффен К., Вегман Б, пер. с немецкого С.С. Трушников. М: Волтерс Клувер. 2005. 388 с.
  5. Ниренберг Дж. Гений переговоров. Пер. с англ. Драко М.В. Минск: Попурри. 1997.
  6. Казанцева, К.Е. Медиация в ситуации конфликта между супругами, имеющими несовершеннолетних детей: дис. …магистра психологии / К. Е. Казанцева. – Ярославль: ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. – 2015. – 120 с.
  7. Клюева, Н. В. Медиация в ситуации конфликта между супругами, имеющими несовершеннолетних детей / Н. В. Клюева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2016. – Т. 26, вып. 2. – С. 80-87.
  8. David Spenser, Michael Brogan. Mediation law and practice. Cambridge University Press. 2012.
  9. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р., Психологические законы поведения человека в социуме. СПбМ.: Еврознак. 2002.
  10. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга: Духовное познание. 2004.
  11. Аллахвердова О. В. Медиация как социально-психологический феномен. Вестник Санкт-Петербургского уни-верситета. Серия 6. Политология. Международный отно-шения. № 2-1. 2007. Интернет-ресурс: http://cyberleninka.ru/ article/n/mediatsiya-kak-sotsialno-psihologicheskiy-fenomen
  12. Anita fon Khertel, «Professionelle Konfliktlosung: Fuhren mit Mediationskompetenz» / пер. Н. Бабичевой. – Изд-во Вернера Регена. – 2007. – 272 с.
  13. Wolff F., Klar S. Mediation bei Scheidungen // Psychologie in Österreich. 1993. № 13. С. 110–112. 

 

 

Разработка сайта webdesign19.ru