Международный научно-исследовательский журнал "Успехи современной наукии образования", 2017, Том6, №02.
Аннотация: в статье обоснованы отличительные признаки видов медиации, показано ее значение в коммерческих, трудовых и правовых конфликтах. Дан сравнительный анализ различных моделей медиации и особенностей их применения в практической деятельности.
Ключевые слова: конфликты, медиация, виды медиации, модели медиации, обобщенные модели медиации.
Медиаторская деятельность как способ эффективного разрешения все увеличивающегося количества, остроты и глубины конфликтов и споров, в современных реалиях используется в разных областях социальной практики. Медиаторская деятельность в обществе ранее относилась к функции государственных и общественных структур по примирению сторон, урегулированию споров и конфликтов, а внутри организаций и учреждений различных форм собственности эта функция реализовывалась руководителями и общественными организациями и трудовыми коллективами. В современных условиях в связи с ее сложностью, трудоемкостью и необходимостью специальных компетенций для ее реализации, эта функция обособилась и выделилась в самостоятельную профессиональную деятельность и чаще называется медиацией, Наиболее распространенными видами медиации, практикуемыми в разных странах [6] являются коммерческая, трудовых конфликтов, юридическая.
Коммерческая медиация . За рубежом, в частности в странах Европейского Союза, большая часть споров между хозяйствующими субъектами разрешается с помощью медиации. Эта процедура используется при урегулировании противоречий в связи с претензиями клиентов, при работе со страховыми исками и исками о компенсации ущерба (особенно в тех случаях, когда пострадало много людей), при разрешении споров по вопросам условий труда и его оплаты, при реализации больших проектов (для целенаправленного разрешения конфликтов при их возникновении). Область деятельности включает также конфликты на совместных предприятиях, конфликты между предприятием и управляющими, конфликты, возникающие после смены владельца предприятия. В бизнес - конфликтах зачастую интересы сторон полностью совпадают. При разрешении конфликтов такого рода важнейшие составляющие успеха – опора на экономические интересы сторон.
Медиация трудовых конфликтов. Источник трудовых конфликтов – наличие противоположных интересов между руководителем и работниками, факты сокращения отделов и работников, появление новых подразделений, соперничество между подструктурами (отделами) организации, борьба за влияние, изменение функциональных обязанностей как подразделений, так и отдельных сотрудников и другие. В связи с наличием явных и скрытых конфликтов на производстве затрудняется совместная работа, снижается прибыль, происходит потеря позиций предприятия на экономическом рынке (клиент находит других производителей). Благодаря участию медиаторов, происходит сокращение финансовых расходов на судебные издержки, как для предприятия, так и для отдельных работников. При этом медиаторская деятельность концентрируется на урегулировании таких проблем, как частные конфликты между отдельными работниками, группами работников, целыми подразделениями; споры между работниками и работодателями по вопросам сокращения численности персонала, справедливой оплаты труда, социальной политики организации, охраны и условий труда; споры между юридическими лицами и аффилированными предприятиями, конкурентами; конфликты «по горизонтали» между руководителями различных структурных подразделений организации (учреждения) по различным вопросам менеджмента; между топ - менеджерами внутри организации по вопросам стратегии развития компании, профессионально-должностного и личностного роста. Несомненно, благодаря медиаторской деятельности заинтересованных лиц, включающих психологов-медиаторов совместно с топ - менеджментом происходит восстановление благоприятного психологического климата в компании. Вместе с тем, медиативные и примирительные процедуры пока имеют слабое распространение при разрешении трудовых споров в России.
Медиация в судопроизводстве. Неэффективность карательных мер обусловила возникновение международного движения за восстановительное правосудие (Канада, США, Франция, ФРГ, Великобритания). Посредничество как альтернатива уголовного судопроизводства было успешно апробировано в национальном уголовном производстве странами англо-саксонской группы (Великобритания, Канада, США). В настоящее время медиативная процедура в судопроизводстве апробирована в странах постсоветского пространства (Россия, Украина, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан). При проведении медиации в уголовных делах акцент делается на нуждах жертвы, её вовлечении в процесс взаимодействия с преступником и усиление её роли в восстановлении справедливости. Основная идея посредничества в уголовном судопроизводстве: правонарушитель обязан загладить вред, нанесенный жертве. Достигнутое между правонарушителем и жертвой медиативное соглашение утверждается судом и является основанием для вынесения судебного решения о прекращении уголовного дела. При неисполнении правонарушителем пунктов медиативного соглашения, к нему могут быть применены меры юридической ответственности. Мировая практика применения медиации в судебных спорах показывает: 85% конфликтов заканчиваются достижением соглашения/медиация в суде [7].
Следует отметить, в научной литературе в зависимости от формы проведения медиации принято выделять также другие виды медиации - совместную медиацию (обе стороны присутствуют на медиативной встрече) и челночную, или шаттл - медиацию (медиатор поочередно встречается со сторонами), медиацию непосредственную, предполагающую непосредственное общение сторон и медиатора, и медиацию опосредованную, связанную с использованием технических средств связи, интернет и т.д. Кроме того, медиация может предполагать как личное присутствие сторон, вовлеченных в спор, так и присутствие их представителей, действующих на основании соответствующих документов.
В зависимости от процедурных особенностей медиация подразделяется на открытую (стороны могут вступать в непосредственное взаимодейст-вие), закрытую (непосредственное взаимодействие сторон не предполагается) и смешанную (стороны активно взаимодействуют на одних этапах медиации, на других этапах индивидуально и взаимодействуют с медиатором с целью подготовки к дальнейшим переговорам), а также медиацию с участием одного медиатора или нескольких.
С.И. Калашникова [2], основываясь на анализе зарубежных источников по проблеме медиации, предлагает уровневый подход к определению видов медиации: общий уровень (медиации, направленные на предупреждение конфликта и урегулирование уже возникшего конфликта) и конкретный (медиации, которые детализируют медиации общего уровня и направлены на прояснение и конкретизацию их результатов).
Несомненный интерес представляют работы авторов, обосновывающих различные модели медиации. В.Л. Климентов в своей работе [4] приводит, на наш взгляд, следующую классификацию моделей медиации: медиация нарративная, при которой медиаторы и участники конфликта оказывают продолжительное влияние друг на друга в ходе диалога, и медиация выглядит как процесс, где участники излагают свой взгляд на происходящее; медиация трансформативная, основанная на предоставлении сторонам возможности самим определять ход медиации, а не следовать указаниям медиатора; медиация «понимающая», когда делается акцент на разрешении спора посредством более глубокого понимания сторонами перспектив, приоритетов и интересов – собственных, и другой стороны; медиация экосистемная или системно-ориентированная, основной задачей которой является помощь семьям в преодолении грядущих перемен и сохранении нормальных отношений с детьми; медиация, ориентированная на решение проблем, когда осуществляется концентрированность на интересах людей, а не на позициях (медиатор вначале предлагает сторонам изложить свои позиции, а уже потом помогает им признать, что у сторон существуют общие интересы и потребности).
L.Riskin [10] предлагает критериальное описание различных моделей медиации: роль медиатора (ограничивается ли она содействием сторонам в выработке соглашения (медиация содействия) или же медиатор дает правовую или иную оценку спору и осуществляет консультирование сторон (оценочная медиация)); предмет медиации (ограничивается ли предмет рассмотрения спором, переданным на медиацию, или в ходе переговоров предмет расширяется и могут рассматриваться и иные темы). На основании сочетания различий по этим двум критериям он выделяет четыре модели медиации: оценочная медиация с широким предметом; оценочная медиация с узким предметом; медиация содействия с широким предметом; медиация содействия с узким предметом.
Другой автор N. Alexander [8], характеризуя различные модели медиации, выделяет два критерия для их описания. Первый характеризует взаимодействия сторон в медиативных переговорах с точки зрения его цели. По данному критерию автор выделяет позиционные переговоры (цель – распределение ограниченного ресурса между сторонами путем компромисса); интеграционные переговоры (цель – нахождение принципиально нового, нестандартного, креативного решения спорной ситуации); переговоры, направленные на восстановление взаимоотношений сторон (цель – преобразование взаимоотношений отдельных людей и/или групп). Второй критерий характеризует роль медиатора в переговорном процессе, его полномочия. С точки зрения автора, медиатор может вмешиваться в переговорный процесс на уровне процедуры урегулирования спора (обязанностью медиатора является обеспечения соблюдения всех правил собственно процедуры медиации, при этом он не касается собственно содержания спора и не предлагает сторонам никаких решений) и уровне содержания спора (медиатор вникает во все тонкости спора и может высказать сторонам свое суждение о нем, дать экспертную оценку, предложить свое решение). При этом, N.Alexander выделяет шесть моделей медиации: экспертная медиация; расчетная медиация; медиация «мудрого совета»; классическая медиация (медиация содействия); традиционная медиация; трансформационная медиация.
Интересен подход Boule L., Nesic M. [9], которые выделяют модели: терапевтическая медиация; медиация оценки спора; «расчетная» медиация; медиация содействия в урегулирования спора.
Представляется, расчетная модель относится к виду коммерческой медиации и представляет собой вариант позиционных переговоров и направлена на урегулирование спора путем справедливого распределения ресурсов. Медиация оценки спора относится к сфере судопроизводства и понимается как процедура, направленная на его урегулирование путем заключения такого соглашения, которое максимально приближено к вероятному судебному решению по данному делу. Особенностью этой модели является то, что медиатор не только организует процесс переговоров, но и вправе высказывать свое мнение по содержанию спора. Терапевтическая модель медиации направлена на восстановление дружественных отношений сторон и может быть отнесена к медиации конфликтов в социально-бытовой и сфере и сфере трудовых отношений. К этой же сфере можно отнести классическую, интегративную модель медиации как процедуру, направленную на урегулирование спора с учетом взаимных интересов сторон. В ее основу положена модель интегративных переговоров («гарвардский метод»).
Таким образом, различные виды медиации могут выделяться по критерию категории споров, для урегулирования которых она применяется. Модели медиации осуществляются в рамках их конкретного вида в зависимости от особенностей предметной области, поведения объекта(ов) и субъекта(ов) конфликтных ситуаций и общественных отношений.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета. 2010. №168.
- Калашникова С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. – Екатеринбург, 2010. 258с.
- Кетова О.Б. Специфика образования медиаторов: супервизия и самопознание: Материалы международной научно-практической конференции. Л.А. Косолапова (отв. редактор). Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2009. С. 229 – 235.
- Климентов В.Л. Медиация в схемах и таблицах. М.: Радуница, 2011. 160 с.
- Мережкина М.С., Мясоедова Н.Н. Медиация как альтернативный способ разрешения правовых конфликтов. Волгоград: Бланк, 2011. 88 с.
- Романова Н.М. Медиация: социально-психологические аспекты: учеб пособие для студ. фак. психологии, обучающихся по спец. «Психология». Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. 97 с.
- Сабитова Ж.С., Смаилова А.А. Медиация. Новый подход к разрешению конфликтов // Наука, новые технологии и инновации. Бишкек: Наука и новые технологии, 2012. С. 233 – 235.
- Alexander N. The Mediation Meta Model: Understanding Practice Around the World // www.apmecunisa.edu.au/apmf/2008/papers/ KEYNQTE NADJA.pdf
- Boule L., Nesic M. Mediation: principles, process, practice. London, 2014.
- Riskin L.L. Mediation orientations, strategies and techniques // 12 Alternatives to high cost litig. 1994. P. 111 – 114.