Блог

Модели медиации

Полагаю, никого не удивлю тем, что конфликты бывают разные. Соответственно, и подход должен быть индивидуальный для каждой ситуации. Именно для этого разработаны различные модели медиации, в которых используются отличающиеся техники.

В данной статье расскажу о моделях, которые наиболее часто применяю в работе.

Нарративная медиация:

Подход основывается на убеждении, что участники конфликта воздействуют друг на друга в процессе общения. Потому за основу разрешения конфликта берутся их истории.

  • Конфликт возникает внутри общего для участников социально-культурного окружения, а не за счет того, что у каждого индивида разные взгляды и интересы;
  • у каждого из участников существует своя определенная жизненная история. Смыслы и эмоции, которые вкладывает в нее человек, важнее фактов.

Медиатор опирается на истории участников, с помощью которых они на протяжении жизни (либо на данном конкретном отрезке) строят отношения со значимым окружением. Именно в этих историях и зарождается конфликт.

Как именно происходит работа?

Медиатор помогает найти общие точки соприкосновения: то, в чем стороны согласны друг с другом.

Цель работы медиатора в данном случае - добиться того, чтобы участники конфликта выстроили такую историю, которая поможет решить конфликт и в которой конфликт не будет преобладать над их жизнью.

Основные техники, которыми пользуются нарративные медиаторы: экстернализация, деконструирующие вопросы, пересочинение.

Экстернализация: к конфликту относятся как к самостоятельной субстанции, отделяют его от участников. У конфликта есть свои особенности поведения, характерное влияние на участников и т.п.

Деконструкция: убеждения, которые способствуют конфликту, помещаются в другой контекст, разбираются на фрагменты, подвергаются сомнению. Часто, если данные убеждения разрушены, конфликт исчерпывает себя.

Пересочинение: создание с помощью медиатора истории, отличающейся от первоначальной, которая поможет восстановить (или сохранить, улучшить) отношения. Данная история берется участниками как основа для построения будущих отношений.

Трансформативная медиация:

Здесь цель медиации в первую очередь - не заключение соглашения, а восстановление отношений между сторонами.

Данный подход рассматривает конфликт как возможность измениться и изменить свое отношение к окружающим, вырасти морально и нравственно, стать более отзывчивыми, начать брать ответственность за свои поступки и т.п.

Этот подход наиболее распространен в ситуациях, где наиболее важна моральная сторона: семейные споры, конфликты между друзьями/соседями, разногласия на почве этнических, гендерных убеждений.

Медиация, ориентированная на решение проблем:

Основная особенность - сосредоточенность на интересах людей, а не на позициях. Медиатор акцентирует внимание на общих потребностях и помогает сторонам найти взаимовыгодное решение.

Здесь у медиатора следующие цели:

  • не дать возможность участникам “перейти на личности”, а сконцентрироваться только на объективных проблемах. Здесь важно оперировать фактами, а не делать акцент на эмоциях;
  • совместно с участниками сформулировать взаимовыгодные для них варианты выхода из конфликта.

Для успешного проведения данной медиации важна готовность участников сотрудничать. А именно, каждая из сторон должна:

  • действительно стремиться найти решения;
  • мыслить рационально;
  • осознавать, какие есть проблемы и что их нужно разрешить;
  • быть в состоянии аргументировать свои позиции;
  • быть готовой вести переговоры с другими участниками.

Данный подход чаще применяется в бизнес конфликтах, юридических спорах и т.п.

Экосистемная медиация:

Используется в основном для урегулирования семейных конфликтов.

Основная задача - помочь семьям адаптироваться к новым условиям и сохранить отношения друг с другом (а в некоторых ситуациях даже улучшить).

Основные принципы экосистемного подхода к семейной медиации:

  • нельзя обсуждать какую-то конкретную сферу жизни, не затрагивая остальные. С членами семьи обсуждаются проблемы (касающиеся любой сферы жизни), если это им необходимо;
  • медиатору необходимы знания из культурной, социальной, правовой и других областей (по причине большого диапазона затрагиваемых вопросов);
  • ребенок воспринимается как отдельная сформировавшаяся независимая личность, а не предмет спора/собственность одной из сторон;
  • членов семьи могут волновать разные проблемы, и может потребоваться обсуждение вопроса, который волнует одну из сторон (даже если это изначально не кажется важным остальным участникам);
  • принятие во внимание детей как участников процесса (они должны понимать происходящее и осознавать будущие изменения. Если родители считают это возможным, дети могут быть участниками медиации (однако это делается только при наличии нужной подготовки и знаний у медиатора). Решение, какую именно модель медиации использовать, медиатор принимает после того, как ознакомится с ситуацией.

Подробно о том, когда и какие модели применять, какие инструменты и техники использовать, как можно комбинировать модели - я рассказываю на своих курсах.

Подписаться на рассылку

Please publish modules in offcanvas position.

© 2013-2022 ООО "Студия инновационной психологии и медиации Эго", ИНН 5032272824
Политика конфиденциальности, Пользовательское соглашение
Разработка сайта webdesign19.ru