Этот вопрос часто задают и родители, и сами подростки. Что может сделать сторонний человек, ничего не знающий о моем ребенке, с его поведением, отношением к жизни и т.д.? Да еще и человек, который не назначает никаких лекарств, у которых прописан ожидаемый эффект… Попробуем разобраться. Наиболее частые фразы, которые произносит подросток во время первой встречи с психологом, звучат примерно так: «Я не знаю, что со мной происходит», «Я не знаю, почему я так себя веду», «Я не знаю, что мне делать». Эти вопросы являются очень объемными и требуют обязательных ответов, без которых подросток теряет уверенность, понимание ситуации, ориентиры.
«Я не знаю, что со мной происходит». В этой фразе часто заложен целый комплекс вопросов, которые могут касаться изменений, происходящих с телом, с чувствами, с отношением к родителям и сверстникам, смены жизненных приоритетов, ощущения самого себя, необходимости личного пространства. А по сути, речь идет о выстраивании новых границ взаимодействия с самим собой и с окружающими людьми. Подросток оказывается перед необходимостью принять себя измененного внешне (а далеко не все изменения ему могут нравиться), ему приходится брать на себя ответственность за определенные действия (а готовности к этому часто нет), актуальной становится потребность общения с взрослыми на равных (а вот тут уже взрослые бывают не готовы к этому). В результате у подростка появляются раздражение, страхи, обиды, плохое настроение, слезы. Не зная определенных механизмов работы эмоциональной сферы, подросток начинает пробовать те способы нового поведения, которые кажутся ему наиболее эффективными и быстрыми.
Изменение поведения приводит к негативной реакции со стороны окружения, и актуальной становится фраза: «Я не знаю, почему я так себя веду». Невозможность регулярно обсуждать то, что с ним происходит, и получать на свои вопросы честные ответы и поддержку, приводит подростка сначала к внутренним конфликтам, а затем к конфликтам с окружающими людьми. Появляется резкость, грубость, категоричность в общении. Все это, как правило, подкрепляется симметричной реакций со стороны людей, с которыми подросток взаимодействует. Подросток может стать замкнутым, чувство страха за свое настоящее и будущее усиливается, иногда возникает отчаяние, и появляется фраза «Я не знаю, что мне делать». Возникающие проблемы начинают нарастать как снежный ком: резко снижается успеваемость, начинаются регулярные конфликты с родителями, сверстниками, появляется желание обманывать, проводить время вне дома, теряется доверие в отношениях. При этом подросток регулярно испытывает чувство вины из-за того, что он стал другим. Будучи не в состоянии справиться с этими проблемами, подросток меняет свое поведение на демонстративное. Иногда демонстративное поведение принимает крайние формы (прием алкоголя, психоактивных веществ, беспорядочные половые контакты). Все это происходит на фоне необходимости выбора будущей профессии, сдачи выпускных экзаменов, что существенно усиливает переживаемый подростком стресс. Без профессиональной помощи психолога справиться с таким состоянием сложно. Именно поэтому при возникновении изменений, с которым подросток не может справиться сам или с помощью родителей, очень важно прийти на прием к психологу.
Автор: Е.А.Романова, психолог, медиатор, Генеральный директор Студия инновационной психологии и медиации «ЭГО».